Александра болдырева
Компания мечты:
ожидания vs реальность
Нужны ли нам для счастья «крупные и стабильные»?
Сильный HR-бренд компании не является гарантией того, что компания окажется компанией мечты именно для вас.

Какая компания будет «мечтой» — один из важнейших вопросов при планировании карьеры. Как определить эти критерии?

У каждого соискателя свои представления о компании мечты. Есть компании с громкими именами, где многим очень хочется работать и всенепременно попасть туда на интервью. Зачастую, направляются резюме, длится время, пока оно на рассмотрении и о чудо – вас приглашают на собеседование.

Бывает такое, что разочарование витает в воздухе уже на уровне входа. Например, при обращении к службе охраны обнаружилось, что в списках заявлений на пропуск вашей фамилии не значится. Затем, испытываете дискомфорт при общении с рекрутером компании – складывается ощущение, что в вас как в кандидате не сильно заинтересованы. Но тогда для чего вас приглашали? Знакомая ситуация? Наверное, каждый соискатель испытывал на себе всю эту смесь чувств. Оговорюсь, что хорошие истории тоже бывают, но мы сегодня будем рассуждать не о них.

Вернемся к непростой ситуации во время встречи. Почему же такое разочарование после интервью? Не оправдались ваши ожидания. Вы представляли себе весь процесс иначе. Даже если отбросить человеческий фактор. Видя рекламу «крупной стабильной» компании или очень развитый HR- бренд, мы начинаем представлять себе, что это компания мечты.
А что такое компания мечты? В чем она проявляется?
У каждого критерии «мечты» свои.
Частое недовольство «корпоратов» — узкая направленность работы и отсутствие возможности перейти в другое направление в рамках подразделения.
Это будет минимальный объем работы и высокий доход? Важно понимать, что в огромных корпорациях маленького объема работы априори не бывает. Будут точно интересные задачи, требующие огромных усилий для реализации. Встретите и нетривиальные задачи, с которыми сможете расти профессионально. Какие-то компании готовы выделять бюджет под новые проекты, другие предлагают создать проект с нуля, при этом с минимальным использованием бюджета, а то и вовсе без него. К таким нюансам тоже нужно быть готовым.

Необходимо самим себе четко определить эти критерии и осознавать особенности работы в крупной структуре.

Компании с сильным брендом порой не оправдывают надежд на работу мечты: несколько моих клиентов работают в очень крупных компаниях, чего же им не хватает? Основное недовольство – узкая направленность работы и отсутствие возможности перейти в другое направление в рамках подразделения. Да, особенностью крупных компаний является узкая раздробленность функционала. К примеру, если это бухгалтер, то он может работать только на одном участке – контроль и учет ГСМ, замыкаются только на одного сотрудника. Понятное дело, что в отношении остальных бухгалтерских участков навыки теряются. Не всегда политика компаний предоставляет возможность перейти в рамках подразделения на другой участок, так как каждый качественный сотрудник прекрасен на своем месте. Но бывают и полностью противоположные ситуации, когда крупная компания заинтересована в развитии своих сотрудников и помогает им расти профессионально в рамках смежных подразделений. Также существуют примеры, когда сотрудники, из более маленькой компании, занимающие схожие должности с коллегами из известных компаний имеют возможность более самостоятельно принимать решения.
Если мы представляем себе компанию мечты, то, конечно же, в эту мечту мы вкладываем свои ценности и пожелания к будущему месту работы.
А обладает ли оно всеми этими загаданными моментами? Вот с проработки этого вопроса и нужно начинать. Может, это ваши желания, к которым данный бренд не имеет никакого отношения. Необходимо изучить рынок труда, составить перечень компаний интересных вам, общаться с представителями этих компаний. Сейчас социальные сети позволяют стирать границы общения и предоставляют большие возможности.

А если ваши ценности в будущем не совпадут, то и работа не будет приносить радость, и вы, либо будете мучиться и идти на компромисс с самим собой, либо вновь отправитесь в поиск новой мечты. И хорошо, если ценности со следующим работодателем совпадут, а если опять нет? То вновь «дружба» может быть ненадолго.
Компания мечты не всегда может отвечать вашим желаниям и чаяниям, здесь может быть девизом фраза: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
Болото или взлетная полоса?
Одна из моих клиентов проработала более 10 лет в должности руководителя одного из отделов в международной компании. Работа по-прежнему радовала ее доходом, профессиональным статусом и сильной командой, а вот задачи были страшной рутиной, не дающей никакого профессионального развития. Клиент была в сомнениях: оставаться в привычном «болоте» или выходить на рынок труда. На консультации мы обсудили ряд вопросов, например:

  • Какие задачи из имеющихся привлекают вас в первую очередь?
  • В каких случаях Вы будете ощущать свою компанию «взлетной полосой», а не «болотом»?
  • Какой должна быть ваша роль, чтобы вы ощущали себя комфортно?

Обговорив многие моменты, мы пришли к выводу, что у нее есть возможность обсудить определенные проекты с ее высшим руководством и внедрить их. И что вы думаете? Руководитель поддержал ее проект! Теперь предстоит большая работа по внедрению и обкатке этого проекта.

А если он не «взлетит» - такой риск тоже имеет место быть, тогда нужно переходить к следующим вопросам, ни в коем случае, не останавливаться.
Это и называется проактивной позицией в развитии карьеры в компании.
Профессионал, живущий длительный срок с ощущением «профессионального болота», в один прекрасный момент перестает мотивироваться и удерживаться высоким доходом и увольняется в поисках нового места работы. Но увольнение и поиск новой «мечты» это сложный путь. Важно понимать, что гораздо проще проработать все возможные варианты на текущем месте работы, где выстроен диалог с руководителями, где работник уже «свой», где его знают и могут позволить больше, нежели новичку.
Работа начнет играть яркими красками, если взять на себя ответственность за новые интересные лично вам проекты
За спрос и за идею никто вас не накажет! Самое страшное, что может произойти – отказ в реализации проекта со стороны руководства. Я видела много положительных результатов, когда текущая работа начинала играть яркими красками, в случаях, когда сам работник брал на себя ответственность за проекты и их направленность. Ведь в данном случае, получается, что вы в большей степени начинаете работать с тем, что нравится. Есть те, кто говорит, что руководители не поддерживают никаких идей и на текущем месте работы держит только материальная мотивация… Да, к сожалению, такое бывает. Но бывает, когда и сам сотрудник не приложил никаких усилий: от проектов открещивается, дополнительная нагрузка вызывает только недовольство. А бывает и так, что сотрудник готов многое изменить, но боится со своей инициативой выйти к руководителю.

Вы можете быть экспертом в вашем направлении работы, но если ценности не совпадут, то ваша экспертность померкнет в данных реалиях. Также, вопрос ваших ожиданий от работы в компании, если они разнятся, то от этого и может быть небольшая растерянность. Просто не совпали ваши ожидания и ожидания со стороны компании.
Когда Вы четко осознаете свои ценности, сильные стороны и приоритеты, тогда есть намного больше шансов найти компанию своей мечты, причем, может быть, она и не будет обладателем громкого бренда.
А вдруг вы уже находитесь в компании своей мечты, но просто не осознаете этого? Так как, всем известно, что «у соседа всегда яблоки слаще». Может, просто нужно немного помочь и подогнать самим свою действующую компании. Под критерии и задачи, которые вы ожидаете от работы своей мечты. Очень важный фактор для успешной реализации такой стратегии - наличие в компании мотивирующего руководителя, в которого вы верите и у которого вы сможете учиться.

Бывают и крайние случаи, когда приходится увольняться, нет гарантий, что Вы встретите на своем пути компанию мечты, можно попробовать найти хотя бы поближе к мечте, нежели предыдущие.