20 сентября 2019 года состоялась вторая открытая встреча Комитета по профориентации АККС. Основная повестка -
«Профориентация в эпоху цифровизации и soft skills в образовании». Встреча прошла в уютной обстановке Библиотеки Карьеры и Роста, как нельзя лучше располагающей к обмену экспертными мнениями на тему современных подходов к профориентационной работе в школе и развитию гибких навыков.
В качестве ключевых спикеров были приглашены как практики, так и разработчики методических материалов по профориентации молодежи.
Предлагаем вашему вниманию обзор основных тезисов выступлений.
Екатерина Дьячкова, соавтор и разработчик «Атласа новых профессий» Сколково, Москва.
Темы выступления: « Как и к чему готовиться в новом сложном мире»
Екатерина рассказала о новой редакции Атласа и о логике развития мышления о будущем, которая положена в основу альманаха. В декабре с нетерпением ждем первую печатную книгу по Атласу новых профессий.
«Наша рабочая деятельность , сама сущность существующих профессий меняется под воздействием цифровизации, глобализации и автоматизации рабочих процессов. Работа все больше переходит в цифровую реальность, поэтому очень важно любить то, что делаешь, иначе реальность становится непереносимой. Становится критично важно правильно выбирать деятельность»
К основным проблемам в профориентации Екатерина отнесла следующие:
- Нет ключевого заказчика на кадры
- Нет понимания образа будущего
- Высокая степень тревожности в связи с неопределенностью и скоростью изменений
- Нет ответственности «профориентаторов»
Отвечая на вопрос аудитории, что же должна представлять из себя профориентация XXI века, Екатерина обозначила 3 ключевых пункта – умение разбираться в мире профессий, умение самостоятельно строить образовательную траекторию (навык «сборки» своей карьеры),умение адаптироваться.
Таким образом, профориентация с ее задачами научиться ставить цель и просчитывать шаги, сама становится одним из навыков soft skills.
Завершила Екатерина свое выступление символическим посланием, месседжем для подростков: «Полюбите учиться, и оставайтесь людьми».
Евгения Корехова, Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»( МГУ), Санкт-Петербург
Тема выступления: «Профориентация и оценка гибких навыков в Цифре»
Евгения рассказала о новом профориентационном подходе к выбору профессии – ориентации на гармонию. Подход, объединяющий традиционную ориентацию на интересы и доход, и задействующий ценности и смыслы.
Воронка выбора профессии: от диагностики интересов, способностей и личных особенностей , через релевантные сферы развития и анализ потребностей рынка, - к индивидуальному спектру выбора профессии.
Евгения рассказала о тестовом комплексе « Профнавигатор», который позволяет оценить интерес, интеллектуальные способности и качества темперамента для определения профессиональных склонностей, а также выдает рекомендации по направлениям обучения и развития навыков soft skills
Александр Ружинский, Андрей Гуляев и Иоланта Петросян – основатель, главный преподаватель и директор школы предпринимательства и soft skills
Startup Junior поделились практическим опытом развития предпринимательских навыков у подростков через проектную деятельность и создание жизнеспособных стартапов.
Иоланта Петросян рассказала про опыт проведения глубинных интервью с родителями подростков, результаты которого показали, что 70% родителей не имеют четкого понимания, что такое навыки soft skills и зачем их нужно развивать их детям. Отсюда низкая активность в выборе образовательных программ по развитию гибких навыков.
Сопротивление изменениям, стремление удерживать привычные рамки и не выходить из зоны комфорта, а также отсутствие знаний о трендах и востребованных на рынке компетенциях - общая проблема как в системе профориентации, так и в выборе образовательных продуктов. Просвещение и популяризация программ развития soft skills – одна из задач, стоящих перед Комитетом по профориентации. Обучение на протяжении всей жизни и смена профессий, - молодые люди 21 века буду жить именно в такой парадигме, а не в рамках удобной схемы – « одна жизнь – она специальность». Профориентация - больше не проблема только подростков – старшеклассников. Их родители также столкнуться с тем же выбором – где и чему учиться.
Денис Сильвер – agile – коуч, создатель научного стартапа Kite:Projekt, Санкт - Петербрг
Денис рассказал о том, что такое гибкое образование ( Agile Education),и в каких случаях оно работает: если есть предпринимательские команды, проекты, или если ребенок готовится к олимпиаде ( в команде). Agile - набор принципов, придуманных программистами, помогает школьнику достигать индивидуальных целей. Преимущества подхода – увеличение активности и самостоятельности, снижение стресса.
Позволяет выявить ценность,к которой стремится подросток через достижение цели, учит быть конкретным в выборе цели, концентрироваться на важном и быстро и четко говорить « нет» тому, что отвлекает.
Месседж подросткам от Дениса:
- Время – самый дорогой ресурс. Учитесь ценить и управлять временем.
- Делайте то, что ценно для успеха.
- Откажитесь от условностей.