Или обратная сторона безвозмездной профориентации. В сообществе профориентологов существует нерушимый постулат. Звучит он так: «Профориентация – это всегда ответственность обеих сторон». Нельзя из этой конструкции убрать одну опору, иначе она просто перестанет работать.
В условиях отсутствия культуры профориентации мы все еще должны объяснять клиентам, что этот процесс выходит далеко за рамки тестов и 30-минутной беседы. Но почему у абсолютного большинства людей сохраняются именно такие стереотипы?
Свою лепту в эту историю вносит и услуга бесплатной профориентации. Нам предлагают за 15 минут пройти опросник и выбрать профессию на всю жизнь. Но ладно бы только это. Существует множество образовательных платформ, продающих курсы разной направленности. И эти платформы, обладая значительной долей рынка, могут себе позволить предлагать потенциальным ученикам услугу профориентации без оплаты.
Что происходит на такой консультации?
Все, что угодно, кроме глубокой работы с непредвзятым результатом. С большей долей вероятности профориентолог должен сочетать в себе прямо противоположные качества: помощь и продажи. На практике это выглядит примерно так:
«Вы выгорели в своей бухгалтерии. Понимаю. Нужно взять паузу. А пока отдыхаете, у нас тут до конца недели скидки на курс по дизайну. Может, рассмотрите для себя свежее и творческое хобби, которое впоследствии монетизируете и забудете про офис?».
Насколько это этично, пусть каждый решает для себя сам. Мы же поговорим про профессионализм и результаты подобной практики.
Если вы работаете в сфере услуг и тем более выбрали влиять на будущее многих людей, то скорее всего вам важно быть полезным. Это подразумевает, что вы используете экологичные методы, добиваетесь максимального доверия и комфортной обстановки с клиентом, и в конце концов помогаете ему сделать жизненно важный выбор.
Возможно ли это все, если перед вами стоит “предложение дня”, которое должно совпасть с клиентским запросом на поиск себя? Вряд ли. Все, к чему вы в итоге придете, это профдеформация и, в лучшем случае, бонус за выполнение плана продаж.
И хорошо еще, если человек не купил на эмоциях тот самый курс по дизайну в рассрочку, и не рассказал всем, как он пришел за помощью и случайно влез в долги. А вам придется жить с этой мыслью и постоянно ощущать, какой именно вклад вы вносите в развитие профориентационной культуры.
Конечно, нельзя брать ответственность за чужие решения. И в самой сути бесплатной услуги нет ничего плохого. Нередко профориентологи получают позитивную обратную связь и даже заводят дружбу с теми, кого когда-то консультировали. Но бесплатно все равно значит бесплатно (читайте “без ценности для клиента”). И сами люди относятся соответствующе.
Самые частые истории из личного опыта работы в волонтерском проекте:
❗️клиенты не приходят на консультации;
❗️опаздывают без предупреждения;
❗️не готовятся и не могут четко сформулировать свой запрос;
❗️в случае онлайн-консультаций включают телефон на бегу/ за рулем/ в магазине, будучи абсолютно уверенными, что так и надо.
Про личную ответственность за результат и уважение к профориентологу можно даже не упоминать. А специалист тратит свое время, знания, опыт… И взамен не получает даже удовлетворенности от проделанной работы.
При этом, мы вполне можем предложить бесплатную встречу для того, чтобы познакомить человека со своими методами работы, рассказать о возможных результатах и самим понять, насколько наша экспертность поможет в решении его задач.
Подводя итоги, я бы сказала, что выгодополучателем бесплатной профориентации может быть кто угодно, но точно не клиент, который нуждается в помощи. Потому что на практике у любой работы есть заказчик. И это абсолютно справедливо. А консультантам, которым хочется одновременно быть и там, и там, стоит быть готовым к двойным стандартам, и уметь правильно расставлять приоритеты.