Подростковая и взрослая профориентация: разница подходов
Екатерина Роева
Профориентолог, карьерный консультант, карьерный коуч
Екатерина Роева
Профориентолог, карьерный консультант, карьерный коуч
Выбор профессии – это один из самых важных моментов в жизни человека. И в юном возрасте, когда только происходит становление личности, этот выбор особенно сложен. У детей 14-17 лет еще не хватает знаний о себе и своем потенциале.
Взрослые же, решаясь на смену карьеры, имеют опыт работы и какие-то жизненные ориентиры. Поэтому для профориентолога разница этих двух возрастных групп будет ощутима уже с момента постановки цели.
Для подростков актуально:
  • определить свои интересы, способности и ценности;
  • познакомиться с миром профессий и требованиями к ним;
  • сформировать реалистичные представления о себе и своих возможностях;
  • развить навыки самоопределения и планирования карьеры.
В то же время для взрослых намного важнее:
  • проанализировать свой профессиональный опыт и навыки;
  • оценить текущую ситуацию на рынке труда;
  • соотнести свои интересы и ценности с требованиями рассматриваемых профессий;
  • разработать план действий для решения своей карьерной задачи.

Если сравнить подростковую и взрослую профориентацию, скажем, с прочтением глубокой философской книги, то от подростков ожидается, что они поймут лишь буквальное содержание прочитанного. Взрослые же смогут увидеть отсылки на другие источники, найти схожести с прожитыми ситуациями и в целом критически осмыслить содержимое. А значит итог будет сильно отличаться.
Для решения разнотипных профориентационных задач используются совершенно разные подходы. В случае с подростками отлично подойдут игры, упражнения, тесты, встречи с профессионалами в той или иной области, экскурсии на предприятия и т.д. Все, что не требует саморефлексии, которая еще очень слабо развита.
Также у ребят нет навыка работы с консультантом. Они стесняются взрослого незнакомого человека, который задает им личные вопросы. А тест служит хорошим подспорьем для построения диалога.
Со взрослыми общение происходит в несколько ином ключе. Основной инструмент работы профориентолога смещается в сторону коучинга и техник карьерного консультирования. Да, тесты по-прежнему имеют право быть, и порой они вызывают немало энтузиазма. Но от них мало что зависит.

Помимо разных целей и способов их достижения, у людей разного возраста есть свои опасения и цена ошибки. Так, не страшно выбрать не то, когда вам 16. Ведь впереди вся жизнь и менять свое решение можно неограниченное количество раз.
Совершенно другая история, когда у клиента есть семья, которую нужно содержать, и работа, не закрывающая финансовые потребности. Но даже в этом случае заявление на увольнение может выглядеть как непозволительная роскошь. Дополним картину отсутствием свободного времени для обучения, страхом перемен и неуверенностью в себе - и мы получим практически патовую ситуацию.
Тем не менее нельзя сказать, что подростковые проблемы - сущая ерунда. Для этого нежного возраста характерно отсутствие знаний о мире и самостоятельной жизни, сильное влияние общественного мнения и авторитетов, трудности с самооценкой, низкая мотивация и необходимость принимать важнейшее решение в условиях ограниченной информации.
С высоты прожитых лет это кажется несущественным, но именно перед профориентологом стоит задача помочь человеку поверить в свои силы, показать возможные пути развития и подбросить инсайты для “подумать на досуге”. И в этом, пожалуй, кроется общая составляющая при работе с любыми возрастными категориями.

Только стоит помнить, что профориентация – это не разовое мероприятие, а длительный процесс. Он должна сопровождать человека на протяжении всей жизни, помогая адаптироваться к изменениям на рынке труда и постоянно выбирать лучшее для себя в профессиональной сфере.