Самостоятельная работа клиента в работе в подростковой профориентации или почему активность = результат?

Екатерина Роева
Профориентолог, карьерный консультант, карьерный коуч
Екатерина Роева
Профориентолог, карьерный консультант, карьерный коуч
Профориентация – это не просто выбор будущей профессии. Это комплексный процесс самопознания, исследования и, наконец, принятия важного решения. Пройти этот путь в одиночку довольно сложно, поэтому клиент и профориентолог должны объединить усилия.
Роль профориентолога

Специалист отвечает за создание доверительной обстановки, применение подходящих для возраста клиента и ситуации методик профориентации, а также за вектор построения диалога.
По сути, это координатор, который задает наводящие вопросы, анализирует ответы, предлагает рассмотреть разные сценарии и подытоживает результаты.

Роль клиента-подростка
Сюда входит выполнение домашних заданий, честность в общении с профориентологом и ответственный подход к делу.
Поскольку у подростков еще нет понимания, как строится работа с помогающими специалистами, им может быть некомфортно делиться своими мыслями с незнакомым человеком. Да и представления о том, зачем нужна живая беседа, когда существуют тесты, тоже нет.

Поэтому чтобы глубже понять клиента, я предлагаю ему домашние задания на подумать. Это может быть что-то творческое или исследовательское. В процессе выполнения проявляются мотивы, ценности, ход мыслей, мечты и другие важные аспекты личности. Это дает больше необходимой информации для консультации.

Нередко даже для самого подростка полученные данные становятся открытием. Ведь в этом возрасте мало кто способен задаваться глубинными вопросами и хорошо понимать себя. И здесь кроется главное отличие от взрослой профориентации.

Взрослые, обладая навыком саморефлексии и зная реальную картину мира, гораздо легче озвучивают свои ожидания и потребности. А с подростками каждую из гипотез мы должны проверять практически. Начиная с того, как он себя представляет через несколько лет в выбранной профессии, и заканчивая статистикой рынка труда.

Так, мы смотрим сайты с вакансиями, анализируем количество предложений, требования к соискателям, узнаем о средней заработной плате и перспективах в данной сфере. И из абстрактного «пойду в юридический, потому что это популярно» мы приходим в «пойду на юриста, потому что зарплата меня устраивает, я смогу быть востребован и мне интересно заниматься тем, что от меня ожидают на работе».

Можно ли было ограничиться тестами и получить такой же результат? Вряд ли.
Профориентация заточена под совместный поиск лучшего решения при имеющихся условиях. Кроме того, уже в последствии, отучившись в вузе или колледже, человек будет вспоминать этот опыт и чувствовать удовлетворенность от приложенных усилий для осознанного выбора профессии.

Кто-то на этом остановится и сразу пойдет развиваться в любимом деле. Кто-то, вероятно, еще несколько раз столкнется с профориентацией в будущем. Ведь, по статистике, 70% людей меняют профессию в течение жизни. Но, когда карты получены и есть понимание алгоритмов выбора, часто можно помочь себе самостоятельно.

Активная позиция всегда побеждает пассивную созерцательность. Нет смысла ожидать чуда. Профориентация, как и психотерапия, как и педагогика, как и спорт, работает только при сотрудничестве. Иначе придется принять тот факт, что отрицательный результат - тоже результат. И обычно это результат бездействия.